Краткий ликбез по психологическим специальностям

Автор Мария Белякова - клинический психолог, когнитивно-бихевиоральный психотерапевт.

Большинство из нас хотя бы смутно понимает, к какому врачу обратиться с какой проблемой со здоровьем, в крайнем случае можно обратиться к терапевту и получить направление к узкому специалисту. Но в вопросах психологии все не так прозрачно. В каком случае следует обращаться к психологам, психотерапевтам, психиатрам? Какое направление психотерапии выбрать, если возникло такое желание или необходимость? Попробуем немного разобраться в данных вопросах.

Сразу отмечу большую сложность — в разных странах эти вопросы регулируются по-разному, поэтому вопросы будут рассмотрены в общих чертах, с частностями разобраться уже будет проще.


Специалисты

Психотерапевт в западных странах – прежде всего, психолог, а точнее человек одной из помогающих специальностей с дополнительным многолетним обучением психотерапии. Можно отметить, что во всем мире, психотерапевтическое образование – постдипломное, дорогое и длительное. Деятельность психотерапевта контролируется на том же уровне, что и медицинская деятельность и есть система контроля со стороны государства и профессиональных сообществ – лицензирование и сертификация.

К этому движутся и страны постсоветского пространства – принимаются законы о психологической помощи, образуются местные профессиональные ассоциации, использующие стандарты аттестации международных ассоциаций, что уже может служить ориентиром при выборе специалиста. Также постепенно развивается «бригадный подход» - участие в ведении одного клиента специалистов с разными специальностями – например психолога, социального работника, педагога, психиатра.

Клинический̆ психолог отличается от обычных психологов тем, что знает больше про состояния, которые уже считаются заболеванием и выходят за рамки так называемой «нормы» психического здоровья. Это такие состояния, как депрессия, тревожные расстройства, шизофрения, расстройства пищевого поведения, навязчивости, фобии, расстройства зависимостей, сексуальные расстройства и множество других расстройств из разных отделов международного классификатора болезней. Клинический психолог может такие состояния диагностировать (но только в виде заключения для лечащего врача), может заниматься психотерапией таких расстройств. Но именно психологической частью. Прописывать лекарства любые психологи не имеют права, как и ставить медицинский диагноз.

Другая область, в которой компетентны клинические психологи – физиология нервной̆ системы. Это позволяет диагностировать нарушение работы той или иной части головного мозга, диагностировать различные органические нарушения, заниматься реабилитацией, восстановлением высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) после перенесенных травм в меру возможностей пациента, даже заниматься возвращением из комы и вегетативного статуса. Здесь есть пересечение со сферой компетенций невропатологов, с которыми клинические психологи также могут работать совместно.

Клинические психологи также могут быть членами комиссий, принимающих решение о присвоении инвалидности, признании недееспособности, отмене психиатрического диагноза и т.п.

В большинстве стран постсоветского пространства официально психотерапией зовется только деятельность психиатров. При этом формат работы психиатров с клиентами в отношении психотерапии сильно отличается от того, что психотерапией зовется в западных странах.

Психиатры – прежде всего врачи. Они выставляют диагноз, назначают схему фармакологического лечения и занимаются психотерапией.

Ключевое отличие именно в терапии это то, что психиатры намного чаще, чем психологи, используют методы суггестии (т.е. внушения), а именно гипноз и аутотренинг, иногда нетрадиционные телесные методы (иглоукалывание), техники релаксации. Преимущественно лечение производится за счет фармакологического лечения, разговорная часть лечения часто индивидуальна, и отнести ее к одной из психологических школ бывает сложно.

В последнее время, правда, тенденция в получении профессионального образования поменялась – все большее количество психиатров получают дополнительное психологическое образование в одном из направлений психотерапии (психоанализ, когнитивно-поведенческая терапия и т.д.).

Главное отличие именно в терапии между психологами и психиатрами – разное отношение к значимости факторов социальных, индивидуальных психологических и биологических. Психиатры часто придерживаются более биологического взгляда на человеческую психику, тогда как психологи зачастую концентрируют свое внимание на вопросах семьи и индивидуальных характеорологических особенностях и особенностях мышления, восприятия и эмоционального реагирования.

Современный тренд – интеграция. Психиатры, особенно молодое поколение, активнее сотрудничают с психологами, а те в обратную сторону осознают значимость клинической части психологической науки и изучают психиатрию и смежные области медицины.

Часто клиенты, обращаясь в критических, сложных психофизиологических состояниях, истощенные или обессиленные длительным стрессом, недооценивают тяжесть собственного состояния. Многие из них убеждены, что такие расстройства как депрессия или панические атаки – можно лечить или вообще без участия лекарств, или обходиться гомеопатическими средствами, методами народной медицины.

Часто люди считают, что это не заболевание, а просто «блажь», особенность характера и вообще просто «депрессняк», что проблемы лежат исключительно в области мышления и эмоций. Тем не менее, это серьезные заболевания, влияющие в том числе на физиологическое состояние человека (прежде всего выработку определенных гормонов и нейромедиаторов), с которыми надо обращаться прежде всего к врачу. Антидепрессанты, анксиолитики и транквилизаторы применяются осторожно, по индивидуальной̆ схеме, которая регулируется врачом. Современные препараты очень разнообразны, и всегда есть возможность смены схемы лечения, если препараты первого выбора не подошли, имеют слишком резкие побочные эффекты и т.д.

Таким образом, во всех ситуациях, когда есть подозрение на психические отклонения, заболевания (хронические или в результате реакции на стресс — например, потерю близкого человека или просто кризисные события), или очевидно, что справиться с ситуацией уже непросто и она выходит из под контроля — следует обращаться в "клинику" — т.е. или к психиатрам или к клиническим психологам. Это хоть как-то гарантирует, что к вашей проблеме (или проблеме родственников — нередко обращаться приходится с какими-то ситуациями с родителями и т.п.) отнесутся правильно, и не будут "лечить сифилис присыпками".

Теперь про «обычных» психологов. Это профессионалы, которые работают не с клинической спецификой. Круг проблем очень широк – проблемы в личной̆ жизни, в работе, общее недовольство собой и собственной̆ жизнью, проблемы семейного характера... В принципе это может быть любая тема, с которой клиент хочет работать и приходит к терапевту. Тут опять же есть свои специализации – чаще всего это разделения по возрастам, по кругу проблем, иногда даже по полу.

В идеальной ситуации психолог должен помимо базового высшего психологического образования иметь дополнительное образование в той или иной школе терапии. Так организована модель на западе — психологи принадлежат к определённой школе (психоанализ, гештальт, бихевиористы и т.п.), и в рамках этой школы у них есть обязательства, супервизоры, которые за ними следят, лицензирование и другие факторы, обеспечивающие высокую эффективность оказываемой помощи. В постсоветских странах эта система только формируется, но «хорошие» ВУЗы, обучающие специалистов по новым стандартам, включающим прохождение собственной терапии и работу под супервизией, членство в ассоциациях, постоянное участие специалиста в интервизорских и супервизорских группах, выступление на конференциях, публикации в научных журналах – эти критерии могут повышать шансы на получение качественной помощи.

Психологи, помимо занятия психотерапией также могут работать в других сферах. Они могут проводить тренинги, они могут работать в сфере образования. Они работают в области социальной помощи, где поддерживают многодетные семьи, «проблемные» семьи, работают с бездомными подростками и взрослыми, занимаются вопросами инвалидов, сиротами, стариками, работают в хосписах.

Школы психотерапии

Кратко поговорим об основных направлениях (тех самых школах) психотерапии. Естественно, о признанных безопасными и эффективными. Каждое из них отличается своим взглядом на то, как устроена психика, что значит психическое «здоровье», какие механизмы управляют нашей̆ психикой̆ и какими же путями "идти к счастью".

Самая древняя психотерапевтическая школа – психоанализ, или же психодинамический подход. Внутри существует много разных школ. Прародитель – Фрейд.

Система обучения психоанализу такова, что будущий аналитик проходит собственный психоанализ, а все в мире психоаналитики по факту «связаны» в одну большую сеть психоанализа и можно буквально провести цепочку до отца основателя, до Фрейда.

Ассоциации с психоанализом у человека, который не очень разбирается в направлениях психологии, это, прежде всего: секс, Эдипов комплекс, кушетка... Но психоанализ ушел в своем развитии очень далеко от шаблонных "киношных" образов, а современный взгляд достаточно далек от стадий сексуального развития, хотя и о них не забыли.

Это самое дорогостоящее направление психотерапии и самое длительное – психоанализ люди проходят несколько лет иногда даже с встречами 5 раз в неделю в зависимости от сложности состояния и запроса клиента. Опять же, в США это единственное направление терапии, при котором психолог может выписывать лекарственные средства. Потому что за почти 12 лет (!!!) в общей сложности обучения получают, в том числе, глубокое медицинское образование, похожее на образование психиатров.

Современный психоанализ часто интегрируется специалистами со вторым крупнейшим психотерапевтическим подходом, что в сочетании дает ощутимый прогресс при лечении одних из самых трудно поддающихся изменениям состояний – расстройств личности, т.е нарушений характера.

Второе крупнейшее направление в мировой̆ психотерапии – когнитивно- бихевиоральное, оно же когнитивно-поведенческое направление. Ключевые имена – Бек, Эллис, Лазарус.

Одно из самых «техничных» направлений. Наиболее эффективно в лечении поведенческих и эмоциональных проблем. Оказалось самым оптимальным при работе с эмоциональными расстройствами (депрессией, тревожными расстройствам), а также при лечении обсессий (навязчивых состояний). Направление зародилось от слияния двух теоретических подходов – поведенческого и когнитивного.

Поведенческий (бихевиористский) подход когда-то стал основой для экспериментальной психологии. Открытия, сделанные бихевиористами, легли в основу почти всех систем реабилитации, корректировки поведения, в основу различных систем педагогики и воспитания. Когнитивный подход расцвел одновременно с появлением первых компьютеров, и перенес свое внимание на изучение процессов переработки информации, ее запоминания и т.д. На основе их теоретических наработок было сделано много открытий в рамках лечения нейропсихологических расстройств, это помимо вклада в общее понимание человеческой психики. В силу своей̆ высокой̆ эффективности наиболее краткосрочная терапия из всех существующих, а также часто именно ее используют для проблемно-ориентированных задач.

Третьим крупным направлением в терапии является экзистенциально- гуманистический̆ подход. Тут также существует несколько направлений, но самым популярным среди гуманистов можно назвать Карла Роджерса и его человеко-центрированный подход.

Среди экзистенциалистов много имен, и каждый подход совершенно уникальный. Тут «главные» имена это Фромм, Франкл, Ялом, Бьюдженталь и т.д.

Появление этого особого взгляда на человека, его психику, его возможности зародилось во время и сразу после 2й мировой войны. Бессмысленность и жестокость обеих мировых трагедий привели к появлению этой самой человеколюбивой терапии, где во главу стола ставятся духовные потребности человека, его стремления к самоактуализации, работа со смыслом жизни. Ключевые слова – смысл, ценность. Главный инструмент для исцеления – здоровые доверительные отношения между терапевтом и клиентом или между участниками группы.

Еще одно направление – гештальттерапия. Его многие причисляют к предыдущему подходу, но все-таки в гештальте очень много всего смешано и базируется изначально гештальттерапия на психоаналитических идеях.

Отдельным классом терапии является семейная системная психотерапия. Мощнейшее направление, которое основано на теории общих систем. Семья или пара рассматривается как единая система, один организм, живущий и развивающийся по своим законам. Часто психологи других «индивидуальных» направлений имеют отдельную специализацию в этой школе, т.к. оно оптимально и наиболее эффективно для работы с парами и семьями. Отдельные школы внутри этого направления работают с семьями с психически нездоровыми членами и в случае с детскими заболеваниями, часто исцеление всей семейной системы приводит к исцелению ребенка. Крупное направление, практически не раздробленное на внутренние школы.

Отдельно стоят различные арт-направления. К ним же относится психодрама Морено. Основная идея – познание себя и работа с глубинными слоабоосознаваемыми переживаниями через различные виды искусства. Тут и работа с телом, и работа с музыкой, пением, с рисованием, лепкой. Психодрама как отдельное направление (и выросшее также из психоанализа) является терапией в форме театра, проигрывания значимых историй и эпизодов из жизни или просто ощущений и мыслей в виде небольшой постановки. Это направление – групповое.

Телесно-ориентированные направления. Ключевые имена – Райх, Лоуэн, Тхостов. Но сейчас много новых направлений, работающих с телом в своем ключе. Центральной идеей является идея о том, что с психикой как таковой напрямую работать не надо и сосредоточиться необходимо на телесных ощущениях, и уже через них работать с внутренним миром. Мощное направление, особенно эффективное для людей со слаборазвитой рефлексией, сложностями в опознавании собственных эмоций. Отсюда взяты практически все релаксационные техники, техники работы с дыханием, различные танце-двигательные терапии.

На сегодняшний день набирает обороты терапия с использованием осознанных медитаций (mindfulness). В результате работы с онкологическими больными и пациентами, страдающими хроническими болями было обнаружено, что медитативные техники, выстроенные особенным образом оказывают огромный облегчающий эффект. Дальнейшие исследования с другими группами клиентов, пациентов, обращающихся за помощью, показали, что отстраненное наблюдение за течением внутренней жизни и осознанные медитации значительно облегчают и помогают справиться с навязчивыми мыслями, снижают риски хронификации эмоциональных расстройств, помогают значительно продвинуться при работе с соматическими масками психологических трудностей. Это направление является интегративным, т.е. объединяющим "западную" научно-обоснованную разговорную практику и "восточную" медитативную телесную.

Это основные направления современной психотерапии. Следует учитывать, что в чистом виде они практически не практикуются, и каждый терапевт работает в интегрированном подходе. Расхождения есть в принципиальном рассмотрении человека и принципах работы его психики, что и лежит в основе того или иного подхода. Но на практике часто заимствуются приемы других направлений, которые все равно действуют, и также их можно теоретически объяснить сквозь теоретическую призму «школы». Фактически все направления рассматривают одного и того же человека, его трудности, способы помощи ему, но с разных ракурсов и ведут клиентов к улучшению их жизни разными путями, но через одни и те же механизмы и принципы.

Психологи, работающие в социальной сфере, часто не являются приверженцами одного направления и их подходы авторские и являются компиляцией из разных течений психотерапии. Это не вредит их «подопечным», а наоборот приводит к хорошим результатам. В идеале каждый психотерапевт должен создавать «авторскую» терапию под каждого клиента и с опытом и происходит нечто подобное, когда школа или базовое образование становится скорее «канвой», естественно при соблюдении единых этических стандартов и сохранении высокого уровня профессионализма и интеграцию в профессиональную среду помогающих специалистов.

Как выбирать

Немного о выборе в случае необходимости подобрать психотерапевта.

Сложно однозначно подобрать психотерапию подходящую человеку по каким-то алгоритмам, но вот несколько общих рекомендаций в каком направлении искать.

При сложностях с обозначением своих эмоций, переживаний, отделении физических ощущений от эмоциональных – лучше обратиться к несловесным подходам – арт-терапевтические направления, телесно-ориентированные практики и гештальт-терапия в одном из вариантов очень хороший выбор. Они позволяют отключать рациональный компонент нашей психики, убрать чрезвычайно сильный контроль со стороны эго и дать бессознательным или слабо осознаваемым импульсам выбраться наружу и развиться или указать на что-то.

Многие замалчиваемые даже от самого себя проблемы наглядно всплывают в такого рода практиках. Инструменты эти настолько универсальны, что применяются везде – в любом классическом и неклассическом направлении психотерапии, в различных тренингах, в любом педагогическом процессе. Так, например, исследования в области педагогики показывают значительно более высокую эффективность и лучшие результаты у учеников и студентов, которые обучались по программам, где были включены различные виды работы с информацией помимо конспектирования и изучения литературы, такие как рисование, разработка собственных моделей на бумаге или в пространстве, работа с движением и т.д.

Есть довольно известная на постсоветском пространстве методика аутотренинга, которую также можно осваивать самостоятельно или под контролем психотерапевта, как мы уже упоминали, ее нередко используют психиатры «старой школы». Литературы по этой методике доступно много. Аутотренинг можно сравнить с общей физической подготовкой в спорте. Очень часто это отличный первый шаг для овладения новым для себя навыком в области собственного психического здоровья. Метод настолько универсален, что его можно «заточить» практически под любую задачу. Регулярность применения аутотренинга позволяет значительно упростить дальнейшие более сложные шаги. Такая работа конечно не может быть конечной, для реальных существенных изменений нужен высокий уровень осознанности и собственной активности, но для облегчения тяжелых состояний это отличный выбор.

Когда сложности лежат в области совладания со своими эмоциями (как негативного, так и позитивного спектра), то стоит обратить свое внимание на структурирующие направления – т.е на когнитивно- поведенческую терапию. Так же этот подход признан наиболее эффективным при депрессиях, всех видах тревожных и стрессовых расстройств, зависимостях, нарушениях характера, навязчивостях, страхах, при сложностях в обучении и вообще работе с информацией. При желании обрести новые полезные привычки или же избавиться от имеющихся вредных поведенческий подход также очень эффективен. Конечный результат работы в этом направлении – улучшение эмоционального интеллекта, повышение ментализации, развитие эмпатии, получение навыков саморегуляции.

Так же научиться обращаться с эмоциями поможет психодрама, но это групповое направление и требует определенной степени откровенности и открытости к людям. Собирается на долгое время с определенной частотой группа людей и ведущий (психотерапевт). Каждую встречу один из участников становится главным героем, а также режиссером постановки на любую тему (хотя бывают группы и тематические). Он раздает роли, причем не обязательно человеческие – кто-то может играть роль кухонного стола и тоже иметь реплики, мысли, действия. Каждую реплику и каждую реакцию контролирует участник-автор. Актеры проигрывают, проговаривают, проделывают ровно то, что указывает автор. Ведущий в данном случае выполняет роль подсказчика, может указывать на непонятные, смазанные моменты, спрашивать, направлять, повторять также за автором его слова, которые кажутся особенно значимыми и т.д. Метод потрясающе эффективный и позволяет поработать практически с любой темой и с любым переживанием.

При проблемах, связанных с взаимоотношениями с родителями, супругами и прочими родственниками и близкими людьми – идеальным подходом является семейная системная психотерапия, но туда необходимо обращаться всем вместе, что не всегда возможно сразу. И снова психодраматические группы оптимальны в решении вопросов отношений и семьи.

Психоанализ – самый глубинный подход, с его помощью можно проработать почти все потаенные уголки психики. Круг проблем также очень универсален. Если говорить коротко, то вне зависимости от школы, к которой принадлежит аналитик, основные моменты, которые подвергаются анализу это ранний опыт, нефункциональное поведение, невротические сценарии, продукция бессознательного. Основной инструмент – анализ и интерпретация. Главный целительный механизм – прохождение кризисов, которые не были пройдены вовремя (тут не только Эдипов комплекс, но также очень «популярны» темы сепарации или тема базового доверия миру и т.д.). Кризисы проходятся через взаимоотношения с терапевтом – многие сексуальные темы например могут переживаться как влюбленность в терапевта, детско-родительские проблемы также проигрываются и терапевт начинает символически заменять родителя. Перенос и контрперенос (реакция терапевта на перенос) – основной механизм процесса терапии. Конечная цель – осознанность, лучшее понимание себя, освоение символического уровня мышления, осознание разных уровней функционирования собственной личности.

Психоанализ чуть ли не единственное средство, когда существуют проблемы с собственным характером, что приводит к комплексным (в противовес точечным) жизненным проблемам. Самые распространенные «темы» это межличностная зависимость, нарциссические переживания, повышенная агрессивность, сложность в выстраивании контактов с людьми и т.д.

Вопросы потери смысла жизни, которые особенно актуальны в кризисные переходные моменты жизни – добро пожаловать к экзистенциалистам и приверженцам гуманистического подхода. Последний также отлично работает со сложностями в общении, застенчивостью, конфликтностью и т.д. Тут главный инструмент – разговор. Главное условие для исцеления – абсолютно доверительная обстановка и полная «власть» клиента над всем – над темами, над направлением и темпом работы, над целями. Главный механизм – сопереживание и диалогические взаимоотношения между терапевтом и клиентом. И слово переживание тут не равно слову эмоция, а равно именно процессу проживания, продолжительному, изменяющемуся процессу.

В заключение стоит еще раз упомянуть, что психотерапевт любого направления зачастую работает со всеми темами и проблемами, просто по-разному и своими способами и путями, нередко привлекая методы из разных подходов и подбирая подходящий клиенту способ – как особенный язык, на котором они будут работать. Но все же не стоит забывать про специализацию и применять инструменты по назначению.


#психология

Автор:Мария Белякова

Отбираем интересное, важное и полезное из потока информации о здоровье. Пакуем вместе с комментариями к статьям и тем, что в них не попало, и отправляем в формате еженедельной субботней редакторской рассылки.

Мы не рассылаем спам, никому не передадим вашу почту, и вы всегда можете отписаться в один клик.