#131 Зачем ученые исследуют червей

У червей C. elegans обнаружили неизвестный ранее механизм регуляции метаболизма.

C. elegans питаются бактериями, которые потребляют кислород, а значит, пониженные уровни кислорода в окружающей среде, по сравнению с обычным его атмосферным содержанием, сигнализируют, что еда близко.

Ученые выяснили, что когда уровень кислорода в окружающей среде высок, а значит, еды поблизости нет, C. elegans более активно сжигают жиры, используя запасы для передвижения, что соответствует варианту «экономного» метаболизма (экономятся белки и углеводы). При снижении уровня кислорода — сигнал приближающейся трапезы — сжигание жиров у червей замедляется в пользу окисления других питательных веществ.

Такие находки стали доступны благодаря тому, что этот вид нематод является хорошо изученным (вот зачем ученые исследуют всяких червей и мух)). Например, это первое первый многоклеточный организм, у которого был секвенирован геном. Также у нематод хорошо изучена нервная система, которая имеет всего 302 нейрона, связи между которыми были полностью описаны.

В данной работе внимание ученых привлекли два гена, которые оказались связанными с метаболизмом жиров, и один из них включался только после активации нейронов, чувствительных к уровню кислорода. Ранее роль этих нейронов была не ясна и даже не предполагалась связь с регуляцией метаболизма.

Также выяснилось, что клетки пищеварительного тракта могут давать обратную связь этим нейронам, сообщая, что запасы жира низкие и активировать их метаболизм не имеет смысла.

Дальнейшие исследования будут направлены на обнаружение сигнальных молекул и покажут, есть ли подобные механизмы у млекопитающих и человека, но сам факт обнаружения новых сигнальных путей между тканями организма открывает новые пути исследований.

#занимательная физиология, #метаболизм

Автор:

Отбираем интересное, важное и полезное из потока информации о здоровье. Пакуем вместе с комментариями к статьям и тем, что в них не попало, и отправляем в формате еженедельной субботней редакторской рассылки.

Мы не рассылаем спам, никому не передадим вашу почту, и вы всегда можете отписаться в один клик.